Боже мой, наконец-то случилось! Не прошло (не пролетело) девяти ПЛАСТИЛИНОВЫХ АИСТОВ, как это действо стало напоминать настоящий поэтический фестиваль. Во всех смыслах. С чем нас всех и поздравляю — ура! А то ведь, ей-ей, при всем теплом отношении к организатору — Ольге «Нерпе» Касабуцкой, а также со скидкой на то, что фестиваль «пластилиновый», и обязан быть «комом», в последнее время все сильнее хотелось откреститься от него к чертовой матери... Изначально, с самого первого АИСТА, у меня к идее «фестиваля начинающих поэтов» отношение было скептическое, даже слегка враждебное. Ну не верил я, что вчерашняя тусовщица Ольга Нерпа, одержимая «писательством» и «собирательством» плохих и ужасных стихов, может на ниве поэзии сделать что-либо приличное. Однако!.. Пока наши поэты-миньеты, нихуевые таланты, знатоки поэзии и организаторы, типа меня, отсасывали сами у себя и друг у друга, серенькая мышка Олька взяла и сделала фестиваль. И он получился хорошим. А потом был ПЛАСТИЛИНОВЫЙ АИСТ-2, а вскоре и третий... И несмотря на то, что мы дружной бандой ЦЖР-овских эстетов дружно приходили на каждый фест и выстебывали все, что видели (прекрасное было время, я вам скажу!) стало ясно, что АИСТ крепко «встал на крыло» и заслуживает уважения и всяческой поддержки. Именно благодаря АИСТУ, Могилев узнал о Виталике Рыжкове, Юлике Ильющенко, Кате Самигулиной, Маше Казеко и Денисе Бурковском которые, без преувеличения, стали местными поэтическими звездочками. А как радовала публика, как, например, Пистолс, заснувший на одном из АИСТОВ с провисшей до пола соплей... Потом были и другие поэты-лауреаты, но с каждым разом состав участников бледнел, организация хирела, сами фесты стали малолюдными и все сильнее от них несло совковым академизмом и гнилой пафосностью... Последние несколько АИСТОВ были просто ужасными, кое-как выкарабкиваясь за счет приезжих участников (перед которыми лично мне было стыдно). И не раз, и не два, сталкиваясь с действительно талантливыми молодыми стихоплетами, и предлагая им выступить на АИСТЕ, я слышал отказ: «Да ну нафиг на этом остое выступать!».. Это не просто удручало, казалось — это конец, тем более что ничего лучше в Могилеве до сих пор нет и не предвидится... На ПЛАСТИЛИНОВОМ АИСТЕ-9 я снова воспрял духом. И сейчас постараюсь объяснить почему...
Все началось с того, что за мной и ЦЖР-овским аппаратом, которым мы звучим все последние АИСТЫ, в кои-то веки пришла машина и мне не пришлось ломать голову, как это все увезти... Я также уже привык к тому, что колоночки, килограммов этак под 60-т, я в одиночку таскаю на третий этаж университета, что, общеукрепляюще действует на мой разлагающийся организм, но позитивом не заряжает. На этот раз — о чудо! — два дюжих паренька, среди которых был дембель-артилерист, очень бодро затащили колонки сами. Я только покрикивал когданестичегокуда. Дальше — больше! Олька наконец-то обнаружила в складках штор рубильник на софиты, которые обеспечили на сцене нормальный свет, а не обычную жалкую желтизну тухлых лампочек общего освещения. Скажете — мелочи? Из таких мелочей складывается атмосфера фестиваля!
Не знаю уж, как Ольга расстаралась с рекламой, но и публики на этот раз сползлось не жалкие два-три ряда, а практически полный зал! Не подкачали и жюри: Вячеслав Новиков, редактор витебского самиздат-журнала «ИДИОТ» ездит на каждый АИСТ как на работу — очень приятно видеть этого скромного и доброго человека. Эдуард Медведский — тот, без кого «ничего бы не было», пропустил один или два фестиваля, но на этот раз пришел, чтобы снова возглавить жюри и привнести толику своей стабильности и занудства. Янка Маузер — не самый внимательный, но самый пикантный член жюри. Всегда говорил: фестиваль «делают» не только участники, но и концентрация ярких личностей — в жюри и в зале. Эти люди создают ауру фестиваля, поднимают его статус... Правда, и «опустить» могут. Приглашала ведь Ольга пару раз в жюри не совсем здорового психически толстячка с розовым слоником. Хобот с хоботком... А Янка Маузер справился со своей ролью превосходно. Не дрогнул под пристальным вниманием зала и, на мой взгляд, сказал в заключение очень важные, нужные, новые (!) для ПЛАСТИЛИНОВОГО АИСТА слова... Жаль только, что всем запомнилась лишь хохма про «короля» и сексуальную ориентацию одного из участников... А ведь того парня застебать могут, того и гляди — повесится человек. С другой стороны, разве пидары — люди?.. Ну и пусть вешается, если он такой...
Наконец-то ПЛАСТИЛИНОВЫЙ АИСТ порадовал и составом конкурсантов. Я было привык к тому, что процентов 70-т, а то и все 80-т обычных «молодых поэтов» — говно, правда без характерного вкуса, цвета и запаха. На этот раз такого говна было процентов 25-ть. Остальные, как минимум, «подающие надежды», с разной степенью этой «подачи» — крепкий средний уровень. Но все же, на будущее, хотелось бы порекомендовать Ольге внимательнее подходить к отбору участников. 16-ть человек — слишком много для фестиваля, тяжело для публики и жюри. Лучше меньше, да лучше. Думается, 10-12 — оптимальная цифра, а более слабых можно оставить «про запас» — до следующих АИСТОВ. Авось забьют на стихи или (авось!) подрастут... Выросла ведь (у нас на глазах), на ВЕРТОЛЕТЕ, лауреат ПЛАСТИЛИНОВОГО АИСТА-9, Маша Бран? Выросла! И другим не грех вырасти прежде, чем лезть куда-то на сцену — позорить себя и свой род до третьего колена.
Что касается участников, то с оценками жюри спорить на этот раз не хотелось. Помнится, спорить хотелось лишь раз, когда «поэты от сохи», типа Ивана Аношкина, сидевшие в жюри, засудили явную звезду «ПЛАСТИЛИНОВОГО АИСТА-2» — Екатерину Самигулину, превосходящую это жюри как в интеллекте, так и в теории стихосложения. Ох... как мы тогда негодовали!
Победила Маша Бран. Думается, заслуженно, хотя настоящим поэтом Маше никогда не стать. Это я вам как дежурный экстрасенс говорю. На меня, как и на Янку Маузера, куда большее впечатление произвела борисовчанка Евгения Шабалина, чьи стихи были пропитаны такой эмоциональностью, что ком в горле держался до конца фестиваля. А за стих-посвящение Василию Медунецкому, полному ссылок и цитат на творчество погибшего музыканта — просто... огромное спасибо. Не обязательно быть живым, Чтобы быть для кого-то всем... Продолжила «убивать» нервную систему и вторая борисовчанка — Владимирова Ульяна. Причем не столько текстом, сколько контекстом. Ирония (ли?) в том, что самая одухотворенная из участников личность, полная величественной красоты, гордости и грации оказалась... слепой. Глядя, с каким достоинством Ульяна держалась, читая стихи и в итоге взяла лауреатскую премию, было горько и стыдно... за всех полноценных, талантливых, умных, коротающих свою единственную жизнь, как говно под снегом, которое и раздавить не жалко... и не страшно.
Посмеялись дружно над стихами Артема Безрукова. Особо ухахатывалась над «нелепостью этого поэта» Оля «Зязюля». Видно, давненько в зеркало не смотрелась — там тоже нашелся бы повод поржать. А между тем, мне показалось, что Артем с этим идиотским смехом над собой живет каждый день, преодолевая его... желанием жить. Человек самою судьбой поставлен в такие условия, что у него нет нормальной возможности общаться с другими «пишущими», развиваться в ногу со временем и просто получать информацию. Что смешного в том, что человек воспитан на Лермонтове и Пушкине, и они для него — единственные проводники в поэзию, а быть может и вообще... в мир иллюзий, надежд и грез?.. Можно ли назвать Артема плохим поэтом? Можно. Можно ли его назвать глупым или бестолковым человеком, которого высмеять не грех? Я бы поостерегся... Потому что однажды посмеялся над похожим человеком, пожалел для него толику своего внимания, а он сгинул... в одном из дурдомов. И этот смех меня же теперь выжигает изнутри... Думайте, над чем вы смеетесь. Вполне возможно, что вы смеетесь над собственной глупостью.
Кажется многих, и меня в том числе, тронула своей непосредственностью Бутраменко Людмила — маленький, милый воробушек с перебитым крылом. Очень хорош был, и запал в душу не только ЦЖР-овским барышням, но и Янке Маузеру Артем Барышев из Витебска. Похоже, он сам не ожидал, что будет так хорош. Запомнился Евгений Абдулов-Клецкин со своим «Борисом» и «Максимкой». Может, как поэт Евгений и говно, но как человечище — однозначно-крутой! Круче него был, кажется, только последний участник — «доброволец из зала», ужасно харизматичный тип, с тетрадкой из 114-ти стихов. Вот где смеяться было не грех — я чуть не порвался. Парень ушел абсолютно довольный собой и своим творчеством. Ну как такому не аплодировать?!
Удался ПЛАСТИЛИНОВЫЙ АИСТ-9, удался. Это почувствовали многие. Однозначно, лучший фест за последние пару лет. И на волне этого оптимизма, хочется попросить всех, кому не безразличны пластилиновые крылья над Могилевом, не оставлять Ольгу «Нерпу» Касабуцкую один на один со следующим фестивалем. Давайте вместе сделаем все, чтобы юбилейный, 10-й ПЛАСТИЛИНОВЫЙ АИСТ прошел еще на два порядка лучше, задав планку для всех последующих фестивалей. Нужен фестиваль с хорошей организацией, хорошими участниками, добросовестными жюри и ценными призами. Помогите. Помогите себе сами. Вы ведь хотите, чтобы в Могилеве расправил крылья настоящий поэтический фестиваль? Или нет?.. И если нет, то для кого я все это писал?..
Виталий Шум, Фото Ани Тыртычной, а также из личных архивов Ольги Нерпы и Птицы Ежик
Источник: http://morok.ru/index.php?module=articles&func=display&aid=1186&ptid=2 |