«Пластилиновый Аист» Уже второй раз в Могилеве проводится фестиваль для начинающих поэтов "Пластилиновый Аист". Принять участие в нем может практически каждый: для этого нужно просто связаться с организаторами, показать им свои стихи и... ждать приглашения. Дом культуры ЗИВ им. Куйбышева - не ближний свет. Когда-то в этом здании был ночной клуб, а теперь, нате вам, поэзия. Добираться пришлось около часа. Радовало одно: случайных людей не будет, вряд ли кто-нибудь потащится в такую даль просто так, от нечего делать. Оформление сцены обещало волны креатива и поэтическую революцию как минимум. Задник обклеен газетами. На самой сцене луговые цветы в пластмассовых коробках - яркие, настоящие. Всюду "стайки" бумажных журавликов. На растянутой простыне красками нарисован аист - эмблема фестиваля. Казалось, сейчас на сцену выйдет в желтой кофте молодой поэт и громоподобным басом, без микрофона выдаст что-нибудь гениальное. Зеленые уши Увы! Первый выступавший меня откровенно разочаровал. Да и второй тоже. Да что там скрывать, и третий. Закатное марево, клочья дыма, осколки мечты, руины счастья, дивная красота, резать тьму, обыденность дней - штампы, не имеющие ничего общего с поэзией. "Мой острый глаз стал шприцем наркомана...", "Зеленые уши и сам весь зеленый...", "Мы видим цель и больше ни фига..." - кто не понимает, почему так нельзя писать, обращайтесь, объясню в личном письме. Стихи пишут все. Другое дело, что не все в этом признаются, - и, надо сказать, правильно делают. И если мой негативный отзыв станет причиной того, что кто-то стихи писать перестанет, что ж, все, что ни делается - к лучшему. Среди прочих выделился поэт Дмитрий Неронов. - Смысл моей жизни, - признался Дмитрий, - в том, чтобы самосовершенствоваться ради любви. - И продекламировал: По кладбищу гуляю я, Там будем все: семья, друзья... В большей части прочитанных Дмитрием стихов так или иначе затрагивалась кладбищенская тема. И несмотря на восторженное "Это почти Губерман!", доносившееся из зала, от всей души хочется Диме посоветовать: "Автор, ближе к жизни!" Строгое жюри оценило творчество Дмитрия номинацией "Лаконичность поэтической мысли". Работать, работать, работать... Одним из признаков совершенства художественного произведения является единство формы и содержания. Зачем писать роман в шесть томов по 400 страниц каждый, чтобы донести до читателя одну-единственную мысль? Точно так же нет смысла впихивать в стихотворение 32 идеи (хотя, наверное, это было бы забавно) или перегружать его образами только потому, что образы "красивые" и "жалко если пропадут". В этом плане неоднозначными мне показались произведения Екатерины Самигулиной. Стихами их назвать сложно - слишком длинные. С другой стороны, если все разнообразие мыслей, образов, идей упорядочить и разбить на маленькие формы, то получится весьма интересный цикл о становлении полноценной личности в неблагоприятных условиях юношеского максимализма. Занятие самокопанием Самокопание - вещь, конечно, увлекательная, но стоит ли выносить на суд читателя? К сожалению, этим грешат многие начинающие поэты. И речь идет не только об участниках фестиваля. Как охарактеризовал одно из выступлений молодой человек, сидевший рядом со мной: "Говорила много и ни о чем. Закончила ни к месту, так ничего и не сказав". Автор, подумай хорошо о том, зачем тебе твое творчество. Говорят поэты - натуры чувствительные и ранимые. Так вот не правда это. Поэты - это прежде всего талантливые личности. Поэзия - не то, что написано на бумажке или в книжке, а образ жизни, особое видение мира, где нет банальных и затасканных фраз, блеклых красок и лжи. В первую очередь, лжи самому себе. ...А в это время у входа в ДК творилась "настоящая поэзия". Товарищ Саша смешивал в пластмассовом стаканчике чай и кофе, крошил туда печенье и пил, не морщась, за веру в человечество, которую нельзя задушить, как бы враги не старались. И все же... ...положительного в фестивале было гораздо больше, чем отрицательного. Во-первых, это прекрасная возможность для молодых поэтов заявить о себе. Во-вторых, интересна сама идея литературного фестиваля, где могут встретиться представители различных литературных направлений и объединений. В-третьих, примечателен тот факт, что фестиваль этот проходит не в столице, а в областном городе. Остается только пожелать его организаторам побольше талантливых участников в следующем фестивале, а участникам - творческой свободы, вдохновения и понимания. Самым выдающимся, на мой взгляд, было выступление Татьяны Кочубаевой. Победительницей фестиваля стала Алена Дрибинская - наши ей поздравления. Ксения Степаненко, Студентка филфака БГУ, Могилев - Минск. "Переходный возраст" №31 (369), август 2005 г.
|